МБОУ Гимназия N91 имени М.В. Ломоносова,
г. Железногорск, Красноярского края

Людмила Митюкляева: «Синдром отличника»

Обычно отличники - это сложные личности, и работать с ними непросто. Речь идет не просто о школьных «пятерочниках», а об «отличниках по жизни» - «успехоголиках». Несмотря на всю свою очевидную неоднозначность, они как самые творчески беспокойные единицы нашего общества являются его движущей силой – его элитой.

Плохо это или хорошо, но стремление к успеху сегодня – это, пожалуй, наиболее понятный вектор современного образования. Железногорск всегда двигался в нужном направлении, потому и наша образовательная система сегодня в лидерах. А внутри этой отличной во всех смыслах системы есть и отличники в квадрате – те элитарные образовательные учреждения, которые стремятся быть впереди. Они всегда хотят достичь большего, пробовать новое, реформировать существующее. Накануне Дня учителя с руководителем одного из таких – директором гимназии им.М.В.Ломоносова №91 Людмилой Митюкляевой – мы беседовали о плюсах и минусах «элитарности». О ее причинах и последствиях…

Людмила Ивановна, а как лично вы понимаете «элитарность» образовательного учреждения?

– Для меня «элитарное» - это отличное от других, лучшее, индивидуальное, высококачественное образование, как продукт, который мы выдаем нашим детям. Это хорошая материально-техническая база, психологический комфорт и высокий результат. Два года подряд наши гимназисты пишут ЕГЭ только на положительные оценки. 70% выпускников поступают в ВУЗы на бюджетные места. Многие из них уезжают в Санкт-Петербург, Москву, Томск, Красноярск. Ученики элитарного образовательного учреждения – это обычные дети, но с повышенной мотивацией к учению.

Иногда менее успешные в учебе сверстники еще называют их «ботаниками». Вообще-то, детский коллектив таких не любит. Не случалось ли вашим детям сталкиваться с агрессивным поведением?

– Вы знаете, у нас так много ориентированных на успех деток, что, видимо, никто не решается. Мы-то как раз отличников любим. У нас в гимназии, я бы сказала, «культ отличника» - культ человека, который стремится вперед. Это очень важно, в такой среде ребята, кто слабее, тянутся за ними – все замотивированы на успех. И дело не в «звездности», а в возможности проявить себя в какой-нибудь сфере. Может, парень и неважные отметки по физике имеет, но он талантливый музыкант. Если вы думаете, что наши дети на заводе не работают или в армии не служат, то глубоко заблуждаетесь. И не все идут в 10 класс. Не потому что не способны - это их выбор. И это очень важно. Тем более, что сегодня не каждая семья может «потянуть» высшее образование. Чувствуется серьезное расслоение общества.

Даже в гимназии? То есть получается какая-то «демократичная элитарность»? Элитарность для всех?

– А кто сказал, что у нас другие дети, не такие, как везде? Мы, кстати, в отличие от многих школ, даже микроучастка своего не имеем. Принимаем со всех районов. Это в начале 90-х, когда гимназия только получала статус, приезжали ученые, вели специальный отбор учеников. Сейчас по закону мы не имеем такого права. Сегодня родители выбирают школу. И вы глубоко заблуждаетесь, думая, что так уж все к нам и хотят. В этом году больше ста дошколят к нам на подготовительные курсы ходило. И далеко не все решили остаться. Это их право. В городе много разных школ.

А в чем же заключается элитарность? Ведь элита – это избранные?

– Наша элита – это педагогический состав гимназии. К ним-то, педагогам, как раз и предъявляются повышенные требования со стороны руководства и со стороны общественности, родителей, детей. Работа учителя гимназии очень интенсивна. Сюда входит и исследовательская деятельность и публицистическая, причем, на инициативных началах. Случайный человек, что называется, надолго тут не задерживается. Вообще, элитарность образовательного учреждения предполагает и повышенное внимание со стороны коллег, иногда даже предвзятость. Каждый промах, к примеру, небольшой конфликт, ведет за собой целый ряд «громких» последствий.

Вы поэтому до сих пор не решились участвовать во всероссийском конкурсе «Лучшая школа России»?

– У нас в России любят жалеть, а вот радоваться за других… Как 103-я все выдерживает? Много «но» у этого почетного звания – и финансовых, и, прежде всего, моральных – много приходится выдерживать нападок. Мы лучше уж на грантовых программах сосредоточимся. Современная элитарная школа должна уметь зарабатывать! В том числе, чтобы сохранить, закрепить достигнутые результаты и стремиться к новым. Сейчас, мы все чаще стали задумываться о здоровье наших детей. Железногорская элита, наши отличники – должны быть не только умными и творчески беспокойными, но еще и здоровыми.

Юлия Гринько, Газета "Наш Железногорск", № 23, 30 сентября 2009г.
«Наш Железногорск», 30 сентября 2009