МБОУ Гимназия N91 имени М.В. Ломоносова,
г. Железногорск, Красноярского края

Нас выбирают, мы выбираем

Людмила Митюкляева о секретах успеха школы
Гимназия №91 в ряду самых известных и престижных школ Красноярского края. Успехи гимназии стабильны и постоянны. Об этом говорят регулярные победы учеников и учителей на престижных конкурсах и олимпиадах. Это демонстрирует самый высокий процент поступления в высшие учебные заведения (96 – 97%). Этот факт подтверждает самый высокий в городе уровень сдачи учениками гимназии ЕГЭ. Стабильное качество – это, безусловно, результат продуманных действий, мастерства и отсутствия системных ошибок. Как, какими инструментами достигается устойчивое стремление учеников гимназии к успеху – об этом разговор с автором концепции и бессменным директором школы Людмилой Ивановной Митюкляевой.

Чем отличается одна семья от другой? Прежде всего, своими традициями, своей неповторимой атмосферой и собственным, воспитанным годами стилем жизни. В 91 все это есть и является неотъемлемой частью высокой репутации гимназического сообщества. Своя, уникальная символика школы: знамя, герб, гимн, форма. Для торжественных случаев форма особая – парадная.

Патриотизм для гимназистов не пустые слова. Любовь к своей малой родине, к своему государству – основа авторского стиля гимназии. На базе школы существует общественная организация – Ассоциация выпускников, которая в рамках проекта «Школьный путь» создала банк выпускников. «Школьный путь» отслеживает судьбу каждого ученика, вышедшего из стен гимназии №91.

Работать плохо неприлично

Отличает нашу школу высокий профессионализм учителей. Здесь непрофессионал – человек, который не отдается полностью своему делу, не задерживается. У нас нет ротации кадров, люди работают очень подолгу. Красота этого коллектива (я, как управленец, слежу за этим), в гармоничности того, что здесь работают и пенсионеры – люди с большим стажем, и люди среднего возраста, и молодежь. Педагоги со стажем своей работой, своим поведением, отношением к работе показывают пример. Они воспитывают молодежь, которая приходит, и своей работой говорят: «Плохо работать – это неприлично». У нас очень честолюбивые учителя, и им даже неудобно, если они нигде не участвуют, не показывают себя. Нам повезло, что в сегодняшних условиях к нам приходят преданные своему делу люди, которые как будто созданы для школы.

В гимназии высоко развито самоуправление педагогов. Многие вопросы директор передала среднему управляющему звену – руководителям кафедр. В школе существует кафедральная система: есть кафедры начальной школы, истории, естествознания, классных воспитателей, иностранного языка, математики и информатики, эстетики, русского языка и литературы, физического воспитания. И все обязанности четко разделены: есть заведующие кафедрами, под их руководством три координатора начального, среднего и старшего звена, у каждого координатора в подчинении педагоги своего звена. Заведующие кафедрами – это менеджеры образования, готовые заместители директоров. Они подготовлены юридически, по вопросам законообразования, в методическом плане, и, когда идет комплектование учебного плана на следующий год, этим занимаются они, а не директор. Поэтому эта работа со средним звеном дает очень большие плоды – повышается эффективность работы и качество образовательного процесса.

Дар одаренности

С детьми ведется очень большая и нестандартная работа. Для 10-11 классов существует зачетная система. У ребят есть зачетки, они сами выбирают предметы для сдачи. Как в институте, у них зачетная неделя и они не учатся в эти дни. С введением ЕГЭ зачетная неделя идет и у девятиклассников. В этом году они сдают зачеты в первый раз. Во-первых, дети привыкают к системе обучения высших учебных заведений, у них отсутствует психологический барьер, во-вторых, они уже знают, как это проходит, и, как результат, успешно сдают первую сессию.

В этом году наши выпускники блестяще сдали первую сессию, и все время выпускники пишут и говорят, что эта система дает очень хорошую подготовку для обучения в вузах.

С ребятами ведется большая исследовательская деятельность. Сейчас в городе это очень правильное направление – работа с одаренными детьми. Проходят олимпиады, различные конкурсы для малышей и среднего звена. Гимназия активно в них участвует. Потом эти навыки исследовательской работы понадобятся при поступлении в вуз. Да и в жизни самообразование – это прекрасно. Работа с источниками, монографиями, учебниками, с различными терминами, научные конференции и олимпиады. В этом году у гимназии 36 олимпиадных призовых мест.

Цель оправдывает средства

В 91 школе учатся обычные здоровые дети. И каждый учитель знает, что его задача – максимально раскрыть способности каждого ребенка. Не бывает, чтобы ребенок родился совсем без способностей. Мы считаем, что любой ребенок талантлив. Необходимо только раскрыть этот талант. Другой вопрос, что сейчас мало талантливых, одаренно-гениальных детей. Раз их мало, значит, надо искусно воспитывать эту одаренность, чтобы дети нашли свою дорогу, свое направление. И поэтому те успехи, которые сейчас имеет школа, - это не отбор детей. Это система работы педагогического коллектива, направленная на одну цель – дать хорошее образование в школе, чтобы ребенок сам мог распорядиться им. Хотя наша цель – это 100% поступление в вузы, но в связи с тем, что экономическое положение сейчас очень тяжелое, не каждая семья может позволить отправить своего ребенка в вуз. И поэтому с нашим образованием идут и в ГПТУ, например, у мальчиков сейчас востребована профессия повара, и поступают в техникум и приобретают профессию прикладного значения.

В старших классах работает индивидуальная траектория образования. Я, директор школы, лично курирую выпускной класс, девятые и десятые классы курирует завуч по учебной работе. Мы смотрим, какие предметы ребенок выбирает для сдачи, мы про каждого ученика знаем, какой институт, какой профиль – куда он собирается поступать. Есть такие ребята, которые не определились. Тогда мы подключаем психолога, родителей и определяем его искусственно. У некоторых ребят завышенная планка для поступления, тогда мы работаем с семьей. Каждому родителю даем рекомендации. И поэтому у наших выпускников высокая успешность поступления. Я считаю, что это большая наша находка и удача, что мы так по-хорошему контролируем и ведем ребят. Можно ведь иметь качество по всей школе – среднее, высокое, а на выходе иметь очень низкий результат. Средняя и начальная школа не совсем объективный показатель качества по всей школе. А вот старшее звено, особенно сдача ЕГЭ – это, конечно, показатель школы очень серьезный, как дети справились.

Не снижая темпа

Ирина Роднина говорила: «Когда я стала олимпийским чемпионом и меня все время спрашивали: «Какие у вас планы?» Я всегда говорила: не слететь с пьедестала».

Сейчас перед гимназией стоит эта задача – поддерживать свой высокий статус. Можно достигать еще более высокого качества, но главная задача, чтобы гимназия работала на пределе того, что мы сейчас имеем, не снижая темпа. Пять лет, сколько уже сдают ЕГЭ, наша школа всегда в числе лучших. И не только в городе, но и в крае. Многие вузы присылают благодарственные письма за подготовку детей. Это внешняя оценка качества образования. Мы всегда гордимся нашими выпускниками, они – результат нашего труда.

Беседовала Анна Плавко, «PROНАС», №5 (13) 5 марта 2009, Рубрика «PROСВЕЩЕНИЕ»
«PROНАС», 5 марта 2009