МБОУ Гимназия N91 имени М.В. Ломоносова,
г. Железногорск, Красноярского края

Диалоги о любви

В молодежном театре-студии гимназии № 91 им. М. Ломоносова идет двадцать третий творческий сезон. Он ознаменовался постановкой сказки о Любви на основе образов Антуана де Сент-Экзюпери и Лилая Энтуэри, пьесу по мотивам произведений которых написала Галина САВИНА, художественный руководитель коллектива и режиссер-постановщик спектакля «Восход заката». Премьерной площадкой для него стала сцена Дворца культуры, что не только впервые для гимназии, но и, признаться, нетрадиционно для самодеятельных школьных спектаклей вообще

Преамбула

В данном случае в пользу молодежного театра-студии сыграло то, что, во-первых, коллектив этот – дипломант краевого и всероссийских конкурсов и обладатель «Золотой маски» и медалей «Вдохновение». Во-вторых, то, что, когда весной прошлого года стало известно про приглашение юных артистов со спектаклем «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» на сцену Малого театра в Москву, многие десятки горожан звонили в ДК и редакцию с вопросом, где эту работу можно посмотреть. Но… спектакль ставился в расчете на небольшую сцену гимназического актового зала, и перевод его в другой формат означал бы серьезные временные и материальные затраты (с учетом оформления сцены, света, звукового решения и проч.). В новом сезоне, по словам художественного руководителя Галины Савиной, на маленькой сцене новый спектакль не репетировался вообще. Он был сразу ориентирован на Дворец Культуры, и потому приходилось массовые сцены, где помимо главных героев занято до 14 участников, разводить на учебном этаже. В какие-то дни, когда находились «паузы» в расписании ДК, гимназисты активно осваивали профессиональную площадку. А скептики бунчали: «Вы замахнулись на зал Дворца культуры? Да где вы найдете зрителей на три премьерных спектакля? Хоть один показ вытяните…».

Фигу. Зритель был! Все три дня, что шла премьера. Взрослые. Школьники. Работающая молодежь. И все три дня в зале раздавались аплодисменты, крики «Браво». А после спектакля в кулуарах ДК разгорались зрительские споры. Обсуждались сюжетные линии спектакля, судьбы героев, предполагались варианты дальнейшего развития показанных событий. И хотя на афише и в программке значилось, что это «сказка», очень похоже было, что зрители не сомневались в истинности происходившего, в том, что это – быль, наша действительность и современность.

Вокруг темы

Мне кажется, показанное на сцене подходит к понятию жизни. Про нее нужно говорить так, чтобы все понимали, как она непроста…

Хочется верить в Любовь и что действительно есть настоящее чувство….

А людская злоба в жизни может быть, но ситуацию нужно перебороть, надо помочь человеку… - это фрагмент из разговора пятиклассниц Ани Шараповой, Нади Нефедовой и Даши Зубаревой после просмотра премьеры «Восход заката».

Хороший спектакль. Ребята смело говорят о трудных проблемах, и мне это понравилось, - сказал Герой Социалистического Труда Николай Иванович Муханов.

А вот мнение педагога Натальи Геннадьевны Бескоровайной:

Я пришла второй раз на спектакль, и на этот раз привела с собой дочку Настеньку. Думаю, для многих зрителей имеют значение вопросы, которые ставились в пьесе, и, что важно, как шел поиск ответов на них. Может, не все понимали какие-то философские моменты, но, считаю, спектакль обязательно заставит каждого зрителя задуматься. Он однозначно оставит след в душе.

Так почему «Восход заката»?

Да потому что, если перед вашими глазами закат близится к финалу, где-то – на другом краю Земли или даже другой планете закат только начинается. И это значит, что жизнь не кончается. Надежда – не умирает. И если ты потерял Себя, дорогу к Себе нужно искать. Она есть, и вехи ее в твоем сердце. Быть может, почти забытые образы. Некогда любимые, но потерянные игрушки. Обещания, что ты давал когда-то, но все еще не выполнил. Как Маленький Принц Антуана де Сент-Экзюпери, который обещал вернуться к своей Розе и запамятовал о том, захлестнутый ритмом жестоко-бездушного делового мира, отнюдь не похожего на размеренные жизненные заботы астероида Б-612.

Но спектакль не пересказ притчи о Маленьком принце. Он попытка переноса ее героев в XXI век. Здесь Принц повзрослел и стал безмерно злоупотреблять спиртным. Лисом стала девушка Алиса, такая же самоотверженная, чуткая и неожиданно мудрая, как ее литературный прототип. Розу, о которой грезит поседевший и не верящий в себя Принц, ищет уже не он, а другой, поверивший в сказку Антуана де Сент-Экзюпери человек – Продавец магазина детских игрушек. Всем им предстоит встретиться с планетой Людской Злобы. Столкнуться с убийством Молекул Вселенной. Бездушными людьми-зонтами. Нежным Барашком, ослепленным от ревности и потому превратившемся в мстительного и бездумного барана. Романтическим героем по имени Одинпоэт, перекладывающим в стихи истории листьев, шум дождя и теоретические размышления о том, что есть Любовь. Но будет встреча и с Отдавцом, хранящим потерянное нами, чтобы нам это бесплатно вернуть.

Так что же стало с настоящим Маленьким принцем в итоге? Он остался с нами, потому что он, его доброта и вера изначально в нас, как серебряный смех далеких звезд. А на десятки вопросов, которые прозвучали со сцены, каждому из нас все равно давать ответы своей жизнью.

Опущен занавес

Уйдя со сцены, артисты еще некоторое время продолжают жить во временной ткани спектакля, судьбой своих героев. Поэтому кто-то плачет, кто-то смеется, кто-то замыкается в себе и тяготеет ко временному уединению. Но они не могут не думать о тех, чьи глаза видели за рампой.

Вероника ГАФАРОВА: – Я играла Людскую Злобу. И я чувствовала ответную реакцию зала: страх, неприятие, возможно – ненависть. Но когда я обличала: «Вы своим бездействием и черным словом вмиг можете разрушить то, что создавалось годами, вы убиваете словом каждый день…» - я, к сожалению, была права. Это в нас есть.

Никита СУГАКОВ (роль Продавца магазина игрушек): – Не могу назвать действительно главную линию в спектакле и единственно главного героя. Мы создаем мир, суть которого – остаться самим собой, даже когда на тебя давит иногда жестокая реальность. Мы рассказывали о едином мире двух сердец, хотя трактовок может быть много…

От автора: заметьте, здесь сознательно не дается оценка игры тех или иных актеров, это не рецензия. Но, как зритель, смею констатировать: увиденный спектакль – это потрясение. И желание встретиться с коллективом молодежного театра-студии гимназии №91 им. М. Ломоносова еще раз!

Подготовила Наталья АЛТУНИНА. (Газета «Город и Горожане», 14.02.2008)
«Город и Горожане», 14 февраля 2008