МБОУ Гимназия N91 имени М.В. Ломоносова,
г. Железногорск, Красноярского края

Людмила Митюкляева: «Интеллектуальная элита государству нужна всегда»

Пятнадцать лет назад никто в посткоммунистической России точно не знал, чем гимназия должна отличаться от обычной школы. Просто новое название звучало куда солиднее — короче и эффектнее, чем, например, «экспериментальная площадка». Возрождение в нашей стране лицеев и гимназий имело вполне определенный идеологический подтекст — возвращение к дореволюционному типу учебных заведений как альтернативе советской школе. Мало кто тогда предполагал, что придется не только пересмотреть учебную программу, но и сформировать совершенно иной дух, иную направленность учебного заведения. Первая гимназия в Железногорске отмечает в эти дни свое 15-летие. Накануне знаменательной даты мы встретились с директором гимназии №91 Людмилой МИТЮКЛЯЕВОЙ, чтобы найти для себя ответы на все те же вопросы - «что скрывается за вывеской на фасаде?» и «где хранится секрет успеха академического образования?».

– Людмила Ивановна, ваш коллега, первый директор московской гимназии Александр Бубман произнес однажды крылатую фразу: «Каждое время имеет свои школы». Какие отличительные признаки выделяют гимназию №91 на фоне других средних учебных заведений Железногорска?

– Скрывать не буду, действительно, когда мы начинали, глубокого осознания конкретной цели и миссии гимназии еще не было. Нравилась сама идея создания образовательного учреждения, где смогут учиться талантливые дети, где будет особая атмосфера, интеллектуальная среда. Это тогда мы думали, что детей надо набирать продуманно, тестируя их. А уже в процессе работы пришли к пониманию: все дети - таланты. И отказались от самой идеи отбора. На наш взгляд, гимназия и школа различаются, прежде всего, интенсивностью образовательного процесса. Высокая степень ответственности наших учителей за свою работу, высокое качество знаний наших гимназистов, успешность наших выпускников - вот «три кита» нашей индивидуальности. Сегодня в крае очень серьезно относятся к соответствию того, что заявлено на вывеске школы, к тому, что под ней скрывается, - содержанию образовательного процесса. С прошлого года началась жесткая процедура аттестаций гимназий и лицеев. Мы прошли ее одни из первых и подтвердили высокий уровень качества нашего образования, получив рекомендации к распространению своего опыта в крае.

– Интересно, а какие критерии качества образования приняты сегодня в гимназии? Поменялись ли они за 15 лет?

- Вопрос на самом деле непростой. Мы неоднократно обращались к тому, чтобы понять сумму собственных критериев качества. Раньше, чтобы считать себя образовательным учреждением, дающим хорошее образование, нам хватало привычных показателей - отметок учащихся в аттестатах, результатов ЕГЭ, олимпиад, конференций. Сегодня ситуация изменилась. Кроме отметок есть и более непривычные измерители качества: например, мы внимательно следим за тем, чтобы гимназист как можно чаще показывал себя, свои знания на разных уровнях - города, края, страны. При этом наша установка реализуется не просто в соблюдении олимпийского принципа «главное - участие». Нет, гимназисты азартны, причем это азарт здоровой конкуренции молодого человека, которому хочется быть первым. А наши гимназисты становятся первыми! Еще один показатель качества гимназического образования - нашим детям нравится учиться. Это отмечает каждый приходящий к нам в учебный коллектив. Может быть, поэтому, когда смотрю, как устроились в жизни, где работают наши выпускники, проникаюсь гордостью за ребят. Все они успешны и в вузе, и в жизни, и в профессии. Значит образование, которое они получили у нас, которое стало их стартовой площадкой, - качественное.

– В начале 90-х считалось, что гимназии и лицеи призваны «разрушить обезличенную уравниловку в образовании». Недаром пионеры новой школы подчеркивали, что они хотят возродить интеллектуальную элиту. Как сегодня формируется ваш контингент учащихся? Гимназия по-прежнему - «сословное» учебное заведение?

- Смотря что вкладывать в понятие «элита». Если мы говорим, что элита - это те, кто понимает, чего хочет от жизни для своих детей, кто думает об их будущем, - тогда да, мы - элитное учебное заведение. Если подразумевается, что элиту составляют особые, «отборные» дети или отпрыски «новых русских» - тогда, безусловно, нет.

– Стало быть, с отличительным признаком дореволюционной гимназии – сословностью - покончено?

– Для нас термин «элитная школа» подразумевает ответ на вопрос не «для кого», а «какая». Именно за это нас выбирают. К нам приходят в большинстве своем не случайно - к нам хотят прийти. В первую очередь, конечно, на выбор влияет профессиональный уровень наших учителей. Я уверена, что родители оценивают и условия, в которых будет учиться их ребенок. Мимо их внимания не проходит ничто. Столовая, коридоры гимназии, красивые интерьеры, компьютерная оснащенность, форма, атрибутика гимназии - все оказывается предметом оценки.

– Чтобы поступить в гимназию, надо...

– ...иметь желание. Родитель приходит в гимназию, заходит к секретарю и пишет заявление. Там получает подробную консультацию, что надо принести, когда и к кому прийти. Мы рассматриваем заявление - и зачисляем ученика. Никакого отбора нет давно в помине. Любой ребенок становится для нас «самым-самым» - любимым, важным, интересным.

– Отказавшись от конкурсного набора, гимназия на протяжении многих лет стабильно показывает высокие результаты на городских, краевых и российских предметных олимпиадах. Эдакий уникальный бесперебойный конвейер. Вам фатально везет или вы овладели секретом успеха? Можете им поделиться?

– Да, могу. Секрет прост: самоотдача ответственного профессионала-учителя возвращается победами благодарного ученика. Благодарного - это в смысле «хорошего», «думающего».

Я склонна полагать, что наша гимназия сегодня стала образовательным учреждением, где одним из приоритетов учебного процесса отчетливо обозначается установка на максимальное представление результатов своего труда каждым его участником - и гимназистом, и учителем. Наши учителя 9 и классные воспитатели всегда готовы поддержать всем, чем могут, своих «олимпиадников». Они им отовсюду добывают сведения о конкурсах, олимпиадах, конференциях, готовы сидеть и разбирать сложные задачи, помогать искать нужные сведения, находить деньги, чтобы ребенок смог добраться до места проведения олимпиады. Никакой ребенок не станет избегать конкурса, испытания, когда видит, что взрослый, его учитель, тоже с ним в этом процессе участвует. Так крепнет вера в себя. Это с одной стороны. Но есть и другая - наши дети не боятся проигрывать. Им важно испытать себя и использовать этот результат, чтобы стать еще лучше, чтобы увидеть, чего ты еще не знаешь - и научиться этому.

– Для реализации высоких требований, предъявляемых к уровню гимназического образования, необходимо создание особого педагогического коллектива. Как вы подбираете кадры и, главное, как вам удается обеспечить профессиональный рост своих учителей?

– У нас в гимназии сложилась особая система работы с подбором педагогических кадров: я выбираю управленческое звено, а вот учителей и классных воспитателей подбирают кафедры. Они проводят собеседование с претендентами на работу в гимназии. Таким образом, сами учителя отвечают за тех, кто работает рядом с ними, они заинтересованы в педагогических кадрах, их квалификации. Сотрудничая с факультетами педагогического университета, мои коллеги видят среди его выпускников перспективные звездочки и приглашают к нам на работу в случае, когда есть вакансия. Молодого специалиста в гимназии не оставляют наедине с собой - у него есть наставник из числа наиболее опытных педагогов кафедры, с ним выстраивается план индивидуальной методической работы, для них ежегодно проводятся конкурсы мастерства - и мы все вместе наблюдаем за становлением уже квалифицированного специалиста. А дальше - непрерывная учеба. Прошли те времена, когда, выйдя из стен пединститута, молодой учитель на долгие годы был обеспечен багажом знаний. Сегодня все иначе. Жизнь стремительно предъявила новые требования, поэтому без постоянного повышения квалификации невозможно достичь высокого уровня работы. Педагог, который сегодня не владеет компьютером, мало интересен ребенку. Он не способен расширить для него рамки обыкновенного урока, стать своего рода проводником в открытом информационном мире XXI века. Но мы пошли еще дальше и вошли в общероссийский проект по апробации у себя новейших, современных медиа-учебников, которые поступят в школы через 3-4 года. Или другой пример. Кафедра начальных классов давно участвует в проекте «Школа 2100», который предполагает иное построение образовательного процесса, чем принято сейчас в традиционной школе. Здесь упор делается на исследователь скую работу. Проще говоря, мы учим детей добывать знания, «искусству учиться». Такой же подход и к самим учителям гимназии. Мы пользуемся всеми возможностями, которые .есть сегодня. - выезжаем в базовые институты повышения квалификации, приглашаем их лекторов к себе, учимся дистанционно. Максимально участвуем в семинарах, конференциях, выставках-ярмарках, педагогических чтениях. Большое количество наших учителей сами становятся учителями для коллег, проводят разного рода мастер-классы, используют возможность публикации своих наработок в педагогических изданиях. Признаюсь, непрерывная учеба - процесс очень затратный по финансам, но мы стараемся поддерживать стремление к самообразованию своих коллег.

– Сейчас идет много разговоров по поводу особого социального заказа для школы. На что в первую очередь нацелена, по вашему мнению, образовательная деятельность в гимназии? Если это несложно, нарисуйте эскизный социальный портрет вашего выпускника.

– Во-первых, это человек порядочный, нравственный. Во-вторых, его отличает активная гражданская, жизненная позиция. Наш выпускник – человек знающий, творческий, готовый к общению, умеющий общаться, не пугающийся трудностей. Он знает, чего хочет, и умеет этого добиваться. Он умеет заниматься своим делом качественно, владеет необходимыми для сегодняшнего рынка труда навыками - знает иностранный язык, грамотный пользователь компьютера. Он готов развиваться сам и развивать мир вокруг себя.

Хотя много сейчас говорят о рабочих руках, думаю, заказ на гимназиста в обществе сохраняется. Поэтому мы твердо держим установку на интеллектуалов. Мы отдаем себе отчет в том, что рабочих учат не в гимназии, а в профессиональных училищах. Представьте себе, что всех инженеров НПО ПМ поставили бы к станкам точить гайки. Или делать знаменитые «кузнечики» и «диски здоровья». Вот. Так же и с нами - мы умеем хорошо делать свое дело и доказывали это неоднократно. Интеллектуальная элита государству всегда будет нужна.

– В каком направлении будет дальше развиваться образовательный процесс в гимназии? Что изменится в нем за следующие 15 лет?

– Если учесть отношение правительства к проблемам образования и те изменения, которые происходят в крае, в городе, то так далеко заглядывать не стоит. Пока мы планируем сосредоточиться на проблеме дошкольного образования. Есть желание, и уже начата работа, включить в исследовательскую практику младших гимназистов. Думаем, как усилить профессиональную ориентацию образовательного процесса уже в среднем звене. А для старших - как сделать более реальным получение прикладной специальности, которая была бы востребована в крае, в городе. Мы думаем над реорганизацией Попечительского совета в Управляющий совет, думаем о проектах «Патриот» и «Гимназическая династия». Планов у нас всегда много, это тоже своего рода стиль гимназии - никогда не стоять на месте, не почивать на лаврах.

– Что бы Вы хотели пожелать педагогам и ученикам гимназии накануне праздничной даты?

– Коллегам я желаю счастья, крепкого здоровья, творчества, талантливых детей и понимающих родителей. А детям - успехов, реализации всех их мечтаний. Пользуясь случаем, хочу пригласить завтра, 27 апреля, в 18.30 в городской Дворец культуры на празднование маленькой, но важной для гимназии и Железногорска даты.

Газета "Город и Горожане", № 33, 26 апреля 2007г.
«Город и горожане», 28 апреля 2006